Самые старые улицы Харькова
По теме:
Слова рождённые в Харькове
Самые необычные здания Харькова
Самые старые ВУЗы Харькова
Уникальные музеи Харькова
История Харьковского зоопарка
Самые старые парки Харькова
Обновленный сад Шевченко
Евро 2012 в Харькове – вспоминаем, как это было
Легенды и мифы от харьковчан
Самые загадочные места Харькова
Старинные усадьбы харьковщины - вековое достояние
История Харьковского метрополитена
Пройдусь по Сумской, сверну на Мироносицкую и на Дарвина постою в тени… Харьковские старинные улицы… На каждой из них мы встречаем древние архитектурные постройки, притягивающие взгляд и как будто завораживающие… Начнём повествование, пожалуй, с улицы центральной.
Сумская
Единственная улица Харькова, выложенная брусчаткой. Уже благодаря этому она является неповторимой и оригинальной.
Тогда начали строить дорогу из первой столицы в г. Сумы. Так и нарекли – Сумская. Была она на много короче. А сейчас раскинулась от пл. Конституции до Лесопарка. За Мироносицкой церковью находилось городское кладбище, пугающее жителей собирающимися там по ночам не совсем интеллигентными личностями. Время шло. На центральной улице Харькова вырастали всё новые и новые здания – будущие памятники архитектуры, которым присваивались знаковые и сильные названия:
- Успенский собор (1865 г.);
- усадьба Красовской (1874 г.);
- Государственная банковская контора (1897 г.);
- дом Аладьиных (1912 г.);
- Госпром (1925 г.);
- ХАТОБ (1925 г.);
- ХИСИ (1930 г.);
- театр им. Шевченко (1934 г.);
- памятник Тарасу Шевченко (1935 г.);
- Зеркальная струя (ранее - Стеклянная) (1947 г.);
- Городской совет.
Про ул. Сумскую писал Маяковский и поёт Чиж. Сегодня на ней находится пять официальных символов города Харькова, фото которых нам уже так знакомы и близки:
- ХАТОБ.
- Зеркальная струя.
- Памятник Тарасу Шевченко.
- Вид пл. Свободы.
- Вид пл. Конституции.
Ныряя в одну из арок, оказываешься в маленьком романтическом дворике, через который можно перейти на Пушкинскую. Сегодня появились люди, которые обратились с петицией в горсовет, дабы брусчатка была заменена на асфальт. В ответ родилась петиция о сохранении брусчатки. Будем верить, что вторая победит. Разве без брусчатки это будет та Сумская, которую мы знаем и любим? Да и другие старые улицы тоже хочется сохранить.
Московский проспект
В нашем городе есть добрые старые улицы с уютными миниатюрными двориками и кучерявыми бабушками-одуванчиками на лавочках, увлечённо вспоминающими свою молодость. Но есть гиганты.
Пересекает шесть районов и семь станций метро. Первоначально это была дорога на Москву, которую начали строить в семнадцатом веке параллельно с Харьковской крепостью. С 1876-го года Московский проспект начал активно перевоплощаться и совершенствоваться. Сперва запретили строить вдоль него деревянные дома, а только лишь каменные. Затем – стали укреплять топкие места (1770 г., ведь река Харьков постоянно напоминала о себе половодьем). В 1837 г. вдоль проспекта были выложены первые в городе пешеходные тротуары из камня, а дорогу покрыли булыжником.
Первые старинные масляные фонари Московский проспект увидел в 1840-м году. А в 1930-м начали строить трамвайную линию. В 1948-м – троллейбусную. В день города 23 августа 1975 года во время пуска Холодногорско-заводской линии харьковского метрополитена была открыта первая станция метро – Московский проспект.
Совсем недавно, в октябре 2019-го года решением сессии горсовета станция была переименована в «Туброатом». С 1861-го по 1941 г. на Московском проспекте было построено девять промышленных заводов. После окончания войны, существующие предприятия были восстановлены и построены новые. Несмотря на высокую плотность заводов, расположившихся на Московском проспекте, в 1903 году на нём появился «Народный дом» (фото можно найти в музеях и интернете) - место для культурных мероприятий, стены которого видели Станиславского и Шаляпина.
В 1931-м году после пожара дом был снесён и на его месте построили каменное здание, в котором находился оперный театр. Сейчас это дворец культуры электромеханического завода.
В 1907 году на Московском проспекте появился первый кинотеатр – «Аполло». После этого кинотеатры на данной улице стали открываться один за другим. За всю историю проспекта на нём было построено три храма и памятники:
- Вознесенский храм (1687);
- Михайловский храм (1711);
- Храм Святого Духа (1854);
- памятник большевику Николаю Рудневу (1959);
- памятник государственному деятелю Серго Орджоникидзе (1956);
- Мемориал жертв фашистского геноцида (1990-2000);
- Стена плача (1992).
Московский проспект является второй по длине улицей Украины и входит в ТОП-10 самых длинных улиц мира. Его дореволюционные названия и те, которые были позже, по смыслу особо не отличаются:
- Ул. Московская (от пл. Конституции до Харьковского моста).
- Ул. Старомосковская (от Харьковского моста до Конного рынка).
- Ул. Корсиковская (от Конного рынка и далее).
- Ул. Первого Мая (переименована Московская) (1919).
- Пр. Сталина (объединились Московская, Старомосковская и Корсиковская) (начало 30-х).
- Пр. Московский (1961).
В 2015-м году было предложение переименовать Московский проспект в Изюмский шлях. В 2017-м – в пр. Григория Сковороды. Какая судьба ожидает красивые улицы нашего города? Посмотрим…
Полтавский шлях
Если Сумская возникла как дорога на Сумы, то Полтавская (первородное название), соответственно, как дорога на Полтаву. Произошло это в конце семнадцатого века.
Хоть улица и застраивалась, но в 19 веке на ней преобладали дома с соломенными крышами. Лишь с 1886-го года начали строить одноэтажные каменные дома. Многоэтажные жилые здания появились лишь в 20 веке.
Именно на Полтавском шляхе появился первый кинотеатр Харькова – Боммер.
Улица богата зданиями с оригинальной архитектурой, такими как:
- тринадцатый дом возрастом сто девяносто лет;
- тридцатый дом (сто семьдесят пять лет);
- тридцать пятый дом (сто восемь лет);
- бывшая Свято-Дмитриевская церковь (дом сорок четыре);
- пожарная каланча (1856 г.).
На Полтавском шляхе расположено четыре памятника:
- Пожарному.
- Солдату.
- Танку Т-34.
- Обелиск «Орлёнок».
Старики и старушки
Описывая старые улицы Харькова, конечно же, нужно упомянуть о Мироносицкой, улице Гоголя (самая короткая – 400 метров), Дарвина (архитектура неоренессанса), Рымарской и Пушкинской (с подземными тоннелями), Садовой (с пятью памятниками архитектуры), Благовещенской (ранее – Карла Маркса, с самой большой плотностью уличных фонарей), Клочковской. Их названия, будь то новые или старые, остаются в нашей памяти благодаря изюминкам, которые есть у каждой. А главное – духу истории, обволакивающему своей загадочной паутиной наши сердца.
Наталия Хоменко