Харьков +2C

История Харьковского метрополитена

685
10 октября

Тридцать восемь с половиной километров подземного пути, окутанного легендами и тайнами – это детище по имени Харьковский метрополитен. 326 «голубых вагонов», перевозящие ежегодно по 213 миллионов пассажиров, знают то, что нам не ведомо. Заглянём же в исторические недра подземки, которая сегодня насчитывает 30 станций. Слишком много троек… К чему бы это?

Исторические недра подземки

  1. План строительства харьковского метро
  2. На страт! Внимание! Марш! – начало строительных работ
  3. Первые станции метрополитена
  4. Харьковский метрополитен в годы независимости
  5. Мы видели небо! Особенности нашего метрополитена

План строительства харьковского метро

После Великой Отечественной войны Харьков начал активно восстанавливаться и превратился в одни из крупнейших промышленных центров Советского Союза. Наземный общественный транспорт не справлялся с объёмами пассажирских перевозок. Поэтому 12 декабря 1962 г. во время заседания Верховного Совета первым секретарём Харьковского облкомитета Компартии Украины Н. А. Соболем было предложено начать строить харьковское метро. Убедить власти в целесообразности построения метрополитена было не легко. Но при помощи затейливо-сверхсложных технических работ специалистам это удалось. И в марте 1963 г. были одобрены чертежи будущего метро. А в декабре 1965 г. было дано задание относительно разработки до 1966 г. плана строительства первой двадцатикилометровой линии (ген. проектировщик – «Метрогипротранс»). Именно здесь было место скопления крупных пром. предприятий города, следовательно, огромного пассажиропотока, поэтому харьковский метрополитен должен был рождаться здесь.

Первые станции решили строить от Южного вокзала до Плиточного завода, через центр

В процессе проектирования стало ясно, что с прокладкой тоннелей неглубокого заложения и построением электродепо возникнут проблемы из-за близкого расположения двух рек. Поэтому харьковское метро протянули до Холодной Горы.

К 1967-му году метро действовало уже на территории Киева, Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда). В Харькове же в это время намечали построить к 1980-му 45-тикилометровую совмещённую линию метро город-пригород (позже решили оставить только городскую). Во второй очереди была запланирована Алексеевская линия и линия Левада – Аэропорт. В третьей – продление Алексеевской линии до завода Шевченко и Новожаново, а Свердловско-Заводской (ныне – Холодногорско-заводской) – до Залютино. 

На страт! Внимание! Марш! – начало строительных работ

29 апреля 1968 г. было принято официальное решение – приступить к строительству харьковского метрополитена.

15 июля того же года в присутствии тысяч местных жителей произошло торжественное заложение первого ствола в районе Южного вокзала.

Начало строительных работ

Май 1968 г. – создание института «Харьковметропроект».

Август 1968 г. - начало строительных работ на станции «Центр» («Площадь конституции»), февраль – станции «Коммунальный рынок» («Центральный рынок»).

Январь 1972 г. – начало работ на станции «Левада».

14 августа 1974 г. был выполнен четырехлетний план по строительству, результатом чего стала подземка с  23 км тоннелей и 8 станциями трёх типов.

Первые станции метрополитена

30 июля 1975 г. по рельсам метро прошёл первый поезд, а 22 августа 1975 г. состоялось официальное открытие участка Свердловско-Заводской линии с 8-ю станциями: «Улица Свердлова», «Южный вокзал», «Коммунальный рынок», «Центр», «Левада», «Стадион», «Завод им. Малышева», «Московский проспект».

На станции «Московский проспект» первому начальнику Харьковского метрополитена Бессонову Н. Я. был вручён символический ключ. А на следующий день, 23 августа, Харьковский метрополитен начал свою усердную работу с линейной системой движения поездов, интервалом движения 2-3 минуты в час пик и 4-5 минут в остальное время. В день дебюта метро было перевезено 413 тыс. пассажиров. Длина линии составляла 9,8 км.

В это время продолжалась работа над строительством станций «Комсомольской», «Имени Советской Армии», «Индустриальной», «Тракторного завода» и «Пролетарской».

Строительство ветки метрополитена

Апрель 1977 г. – торжественная закладка «Пушкинской».

Август 1978 г. – открытие второй части Свердловско-Заводской линии – от «Московского проспекта» до «Пролетарской».

Ноябрь 1980 г.- открытие строительной площадки станции «Академика Павлова».

Январь 1982 г. – начало строительства перехода от «Советской» до «Исторического музея».

Август 1984 г. – торжественное открытие первого Салтовского участка – от «Исторического музея»» до «Барабашова».

Октябрь 1986 г. – открытие второго Салтовского участка – от станции метро «Академика Павлова» до «Героев Труда».

1988 г. – на выходах из станций метрополитена установили контрольно-пропускные автоматы.

Харьковский метрополитен в годы независимости

После 24 августа 1991 г. станция «Дзержинская» была переименована в «Университет».

В ноябре 1991 г. открылась строительная  площадка станции «Проспект Победы» - северная оконечность Алексеевской линии.

В 1993-м специалисты подготовили технико-экономическое обоснование продления Холодногорско-Заводской линии в сторону Рогани (станции «Восточная», «Роганская» и «Южная»).

В 1994 г. было утверждено обоснование продления Алексеевской линии в сторону «Одесской».

6 мая 1994 г. станцию «Комсомольскую» переименовали в «Маршала Жукова».

Ровно через год тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой была торжественно открыта Алексеевская линия харьковского метро со станциями «Метростроителей», «Архитектора Бекетова», «Площадь восстания», «Научная» и «Госпром».

В июне этого же года вследствие сильного ливня были затоплены и вышли из строя станции «Студенческая», «Барабашова» и «Героев труда». Восстановительные работы велись три месяца. Были потрачены все средства, которые планировалось выделить для продления Алексеевской линии метрополитена. 

10 августа 1995 г. станция «Улица Свердлова» стала называться «Холодная гора».  

Май 1996 г. – полная остановка дальнейшего строительства метро в связи с отсутствием финансирования. Рабочие год не получали зарплату. В «Харьковметрострое» осталось всего 800 сотрудников (из 2300). Необходимо было продвигать щит хотя бы на 5 метров в месяц. И люди, исключительно на энтузиазме от любви к своей работе, делали это. В итоге к 1997 году было пройдено 30% тоннелей до «Ботанического сада» и 20% до «23 Августа». В это время в облсовете подумывали заморозить стройку. Но, подсчитав расходы и увидев, что они составят примерно ту же сумму, которая необходима на дальнейшее строительство, решили этого не делать. Строительство этих двух станций длилось семь лет. Людям, которые строили метро, было не за что добираться на работу и они вышли на пикет с требованием предоставить им хотя бы бесплатный проезд в метро.      

В 1997 году с целью сбора средств была придумала лотерея «Метро». Но из планируемых двух с половиной миллионов смогли выручить только 600 тыс. также была введена в работу техническая новинка – единый диспетчерский центр (на тот момент подобных не было ни в одном метрополитене СНГ). Он позволил осуществлять комплексное управление  работой всех систем метрополитена.

01 марта 1998-го харьковское метро прекратило использование жетонов. В обиход вышли талоны.

В июне 1998 года период задолженности по зарплате работникам Харьковского метрополитена составлял 16 месяцев.

За 1998 и 1999 годы было продано 50% акций метрополитена, но это тоже не спасало ситуацию

В этот период, чтобы сократить покупку импортного мрамора, во время строительства была впервые применена рельефная металлоэмалиевая плитка. В результате получилось очень даже симпатично и оригинально.

1999 г. – введение льготного (50%) проезда для студентов (Постановление КМУ № 541 от 05.04).

Июль 2000 г. – станция «Метростроителей» переименована в «Метростроителей им. Г. И. Ващенко».

С осени 2000 г. по лето 2001 г. под руководством Евгения Кушнарёва восстановились строительные работы и была погашена вся задолженность по заработным платам.   

Февраль 2004 г. – станция «Индустриальная» переименована в «Имени О. С. Масельского».

Август 2004 г. – торжественное открытие станций «Ботанический сад» и «23 Августа» (с Л. Кучмой, Г. Кирпой, Е. Кушнарёвым и В. Шумилкиным), после которого были определены сроки открытия следующих станций: «Алексеевской» - в 2007-м и «Победы» - в 2009-м.

2005 г. – утверждение Плана развития метрополитена Украины. До 2010 года должно было появиться ещё четыре станции. Но, нагрянувший кризис не позволил осуществить задуманное. И только в конце 2006-го года строительство ожило.

Июль 2007 г. – введение в оборот бесконтактных карт для проезда в метрополитене.

2009 г. – метрополитен, в связи с противостоянием политиков на должность начальника метрополитена, переходит из государственной собственности в коммунальную (муниципальную).

21 декабря 2010 г. – открытие участка «23 Августа» - «Алексеевская».

2015 г. – станция «Советская» стала «Площадью Конституции» (ноябрь), «Маршала Жукова» - «Дворцом спорта», «Площадь Восстания» -  «Защитников Украины», «Пролетарская» - «Индустриальной», «Метростроителей им. Ващенко» - «Метростроителей», «Советской Армии» - «Армейской»,

Август 2016 г. – введение в действие станции «Победа» в присутствии мера Геннадия Кернеса и президента Петра Порошенко.

Открытие станции метро Победа

Декабрь 2017 г. – публикация проектов дизайна станций «Державинская» и «Одесская» и подписание соглашения с Европейским банком реконструкции и развития о поддержке строительства этой линии.

2018 г. – начало подготовительных работ по строительству участка «Метростроителей» - «Державинская» - «Одесская».

Подготовительные работы для постройки метро

На 2025-2030 г.г. год запланировано продление Салтовской линии в сторону ул. Дружбы Народов.

Мы видели небо! Особенности нашего метрополитена  

Не все знают, что между станциями «Академика Барабашова» и «Киевской» есть метромост, пересекающий р. Харьков, проезжая через который невозможно увидеть звёзды. Он скрыт и незаметен для пассажиров.

Метромост

Ещё говорят, что под землёй Харькова есть бомбоубежище, ход в который ведёт прямиком из обладминистрации. Дескать, убежище для первых лиц города и области в случае чего. Также ещё один секретный бункер существует под зданием управления метрополитена.

 Все загадочные строения харьковского метрополитена  покрыты тайной и завуалированы словом «легенда».    

Сегодняшняя карта метрополитена насчитывает 24 станции мелкого и 6 – глубокого заложения, 3 пилонных («Площадь Конституции», «Пушкинская», «Южный вокзал»), 2 колонно-пилонных («Госпром» и «Архитектора Бекетова»), 8 одностворчатых («Центральный рынок», «Спортивная», «Московский проспект», «Армейская», «Тракторный завод», «Защитников Украины», «Киевская», «Академика Павлова») и 17 колонных (все остальные). В подземке, как и прежде, действует два электродепо: Московское и Салтовское. Третье, Алексеевское – на стадии строительства.

Карта метрополитена

Три линии харьковского метро, красно-сине-зелёная схема: соответственно Холодногорско-заводская, Салтовская и Алексеевская. Снова тройка… Плоскость, определяемая тремя точками, трезубец, Троица, рост, обновление, движение вперёд. Начало, середина и конец. Земля, воздух и вода. Число, сохраняющее центральную точку равновесия. Интересно, увидим ли мы в скором будущем небо из окон харьковского метро? И это больше, чем мысли.

 

 

Расшарить:

Топ статей в разделе:

Самые загадочные места Харькова

1213

Слова рождённые в Харькове

612

Самые старые улицы Харькова

499

Самые старые ВУЗы Харькова

483

Старинные усадьбы харьковщины - вековое достояние

425

История Харьковского зоопарка

291

Самые необычные здания Харькова

251

Уникальные музеи Харькова

248

Обновленный сад Шевченко

207

Самые старые парки Харькова

178

Евро 2012 в Харькове – вспоминаем, как это было

114

Легенды и мифы от харьковчан

110
Комментарии
Ваш комментарий
Сообщить об ошибке
Captcha
Нажимая "Оставить комментарий", вы принимаете
Правила размещения комментариев
Друзья! Мы оставляем за собой право удалять комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями или разжигающие рознь